Сердце лошади

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сердце лошади » Тренера и методики » Пат Парелли (Pat Parelli)


Пат Парелли (Pat Parelli)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Пат Парелли (Pat Parelli) – известный американский тренер лошадей, мастер родео и рейнинга, ковбой, учитель. Всемирную известность Парелли принесла его программа естественного обучения лошадей (Natural Horsemanship), которая сосредоточена на обучении не столько лошади, сколько всадника.

Цитаты Пата Парелли
"Лошадь должна знать, что лидер не обманет"
"Лошади не понимают наказания, они понимают только негативные последствия"
"Мастер не тот, кто подавил сопротивление, мастер тот, кто смог его не вызвать"
"Вы не представляете, насколько это прекрасное чувство: знать, что -лошадь тебе доверяет"
"Если Ваша лошадь сказала "нет", значит Вы задали неправильный вопрос, либо вопрос задали неправильно"
"Сделайте так, чтобы ваши намерения стали намерениями лошади, но сначала узнайте о её намерениях"

0

2

Методика Пата Парелли

Программа Парелли, принесшая ему мировую славу создателя метода Натуральных Отношений (Parelli Natural Horsemanship — PNH), известна с 1981 года.Пат Парелли (Pat Parelli) Основное внимание программы сосредоточено на обучении не лошади, а всадника. Парелли обнаружил, что, проникая в психологию, индивидуальность и природу лошади, человек может построить с ней глубокие, цельные и взаимовыгодные отношения. Доверительные отношения, которые помогает выстраивать метод Парелли, дают новый уровень взаимодействия в паре лошадь-всадник:

-успех без принуждения;
-сотрудничество без страха;
-готовность к действию без запугивания;
-гармония без принуждения

Опираясь на идею индивидуальности каждой лошади, метод Парелли предлагает принимать во внимание эту индивидуальность. Взаимодействие с лошадью проходит с помощью 7 типов общения, подобно тому, как животные общаются между собой. Эти методы известны как «Семь игр».
http://s3.uploads.ru/t/MYJm5.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XBZdG.jpg
http://s6.uploads.ru/t/NA3rH.jpg
http://s7.uploads.ru/t/pP7Co.jpg

0

3

7 Игр Пата Парелли
Эти игры разрабатывались для обучения лошадей. 7 Игр Парелли основаны на принципе отрицательного подкрепления - неприятного стимулирования, которое можно остановить, изменив поведение.

1 - Дружелюбная игра
С помощью этой игры ты доказываешь лошади, что ты не причинишь ей вреда, даже если мог бы. Вместо того, чтобы просто похлопывать лошадь и спокойно передвигаться около нее, нужно создавать пугающие ситуации, чтобы потом доказать, что эти ситуации не причинят ей вреда.

Нужно добиться того, чтобы было можно дотрагиваться до лошади в любом месте, набрасывать веревку ей на ноги, спину и голову, даже прыгать около нее. Таким образом, лошадь становится менее чувствительной к "страшным" моментам, предметам и ситуациям. Секрет заключается в том, чтобы предлагать "злые вещи" с определенным ритмом, улыбкой на лице и спокойным, расслабленным языком телодвижений (body-language). Нужно продолжать, в определенном ритме, до тех пор, пока лошадь не поймет, что ничего страшного в этом нет, и не будет стоять спокойно. По мере того, как у тебя появится больше знаний и опыта, ты сам придумаешь 1000 новых игр из этой серии.

У многих лошадей, даже много лет ходивших под седлом, никогда не было случая "познакомиться" со своим седлом. Можно играть в дружелюбную игру с помощью седла и вальтрапа, легко кладя их на спину лошади, а затем, снимая, пока лошадь не станет просто спокойно стоять, пока ее седлают.

Здесь важно обратить внимание на 2 вещи. Во-первых, лошадь должна иметь возможность двигаться, чтобы избежать "опасности", пока она еще считает ее опасностью. Т.е. нужно позволить лошади отступить, увернуться, держа ее на не натянутой веревке, причем на столько, насколько это потребуется лошади, чтобы успокоиться и встать на все 4 ноги. Во-вторых, "злые вещи" надо предлагать в определенном ритме, который даст лошади возможность предугадывать твои действия. В эту игру надо всегда играть в первую очередь, до остальных 6 игр, а также в промежутках между ними. Каждый раз, как ты играешь в нее с лошадью, ты придаешь ей уверенности и поддерживаешь баланс между дружбой и доминированием.

2 - Дикобразная игра
Одним из врожденных инстинктов у лошадей является рефлекс сопротивления. Это инстинкт пробиваться сквозь давление (push through pressure), который заставляет лошадь считать, что она попалась в ловушку. Когда они начинают чувствовать себя неуверенно морально, эмоционально или физически, первое, что приходит им в голову - это сопротивляться (пробиваться, использовать силу) против давления, которое они ощущают, каким бы оно ни было, будь это недоуздок, трензель, подпруга или твоя нога.

Вот почему лошади пятятся назад и создают проблемы в небольших помещениях, в коневозах, например. Они от природы страдают клаустрофобией, рефлекс сопротивления становится стратегией выживания.

Дикобразная Игра учит лошадь уступать, отодвигаться от давления. Люди часто используют тыкающие или пихающие движения, это не верно. Дикобразная игра оказывает устойчивое размеренное давление, которое стимулирует лошадь осознать свою обязанность отодвинуться от него, чтобы  обрести комфорт (не убегать в страхе или воевать за свою жизнь).

Аккуратно! Лошади в этих играх имеют "черный пояс"! Эту тактику они используют между собой для установления доминирования. Они, само собой, в свою очередь налягут на тебя, проверяя, кто первый сдастся. Настаивай на своем, не уступая ни сантиметра, как столб. Это означает, что твои ноги будто бы прирастают к земле и в тот момент, когда лошадь сдастся, она сразу же почувствует облегчение от устойчивого давления. Давление не должно следовать за ней!

Тебе может понадобиться шпора или острый камень, если твоя лошадь особенно упертая. Помни: начинай мягко и увеличивай силу постепенно и неуклонно, до тех пор, пока лошадь не подвинется. Как только она уступит, ослабь давление и почеши то место, куда ты давил. Когда она один раз поймет, что тебе было нужно, ты сам удивишься, насколько легко она будет уступать.

Используя Дикобразную Игру (устойчивое давление), можешь ли ты подвинуть свою лошадь вперед, назад, в стороны (принять), направо и налево, ее перед, ее зад, голову вверх или вниз? Нужно добиться того, чтобы лошадь двигалась от легкого ровного прикосновения кончиков пальцев. Лошадь не должна шарахаться или убегать от такого прикосновения, она должна остановиться тогда, когда ты прекратишь давление и потрешь место, до которого дотрагивался.

3 - Направляющая игра
Лошади играют друг с другом в Направляющую Игру постоянно. Они бросают напряженный взгляд, закладывают уши, взмахивают хвостом или поднимают заднюю ногу, чтобы сказать: "Если ты не подвинешься, я укушу или ударю!"

Эта игра следует за Дикобразной игрой т.к. сначала лошадь должна научиться уступать твоему физическому давлению, а потом уже моральному. Тем самым ты развиваешь "язык предложений". Лошадь осознает, что если она не послушается твоего предложения, она столкнется с физическим давлением, машущей веревкой, палкой или твоей рукой. Эта игра заключается в обучении лошади двигаться без того, чтобы дотрагиваться до нее. Но если она не двигается с места, надо дотронуться до нее, пока она не будет это выполнять ВСЕГДА.

Здесь проходит отчетливая граница того, что лошадь в действительности понимает. Если ты бьешь лошадь в качестве наказания, она станет винить тебя, потеряет доверие или даже станет оказывать сопротивление. Лошади не понимают наказания. Они понимают только негативные последствия. Большая разница в том, что негативные последствия наступают сразу же за поведением, и их не сопровождают "грубые эмоции". Если ты предлагаешь лошади подвинуться, а она этого не делает, она сталкивается с механической причиной, заставляющей ее двигаться, лошадь учится уступать дорогу быстрее. Это ее обязанность. Она не станет тебя винить и в следующий раз или в третий раз подвинется быстрее.

Худшее, что ты можешь сделать в этой ситуации - обмануть лошадь, не настоять на своем с помощью физического воздействия. Лошадь поймет, что если она не выполнит команду, то настаивать ты все равно не будешь, и совсем перестанет тебя уважать. Она знает, что если ты не заставишь ее двигаться, что в ответ на твои действия она может и просто стоять - значит, лидер она. Лошадь должна знать, что лидер не обманывает. Нужно быть настолько же честным и доминирующим, насколько была бы твоя лошадь.

Чтобы играть в Направляющую Игру, постарайся послать лошадь назад, махнув на нее рукой, будто ты стряхиваешь воду. Подвинь ее переднюю половину, указывая на ее глаз, а заднюю половину - махнув кордой в сторону задних ног лошади, поначалу можно даже шлепнуть ей лошадь. Будь все время вне досягаемости ее "средств сопротивления". Используй корду, чтобы двигать ее, стоя у ее плеча. Гладь ее, когда она сделала правильное движение. Играй в эту игру до тех пор, пока не будет достаточно одного твоего напряженного взгляда, чтобы подвинуть задние ноги лошади.

4 - Игра Йо-Йо
С помощью этой игры ты учишь лошадь подходить и отходить, двигаясь вперед-назад по прямой линии. Поначалу линия, конечно, прямой не будет, но стремиться нужно к этому. Многие лошади охотно подходят, но назад двигаться хотят только развернувшись. Другие легко отходят назад, но тебе приходится буквально силой их подтягивать к себе. Считай движение назад как первое "Йо" и подход к тебе как второе "Йо". Игра "Йо-Йо" уравновешивает их.

Чтобы в нее играть, пусти по корде змейку, чтобы заставить лошадь отступить от тебя. Начинай тихонько, затем увеличивай волну, пока не начнет плясать недоуздок, лошадь не почувствует дискомфорт, который заставит ее ноги двигаться. Если лошадь сразу начала отступать назад, немедленно останови волны по корде, дав ей понять, что она поступила правильно.

Снова начни потихоньку. Пусти по корде небольшую волну, пока лошадь не отступит опять. Продолжай до тех пор, пока лошадь не будет четко выполнять упражнение. Сначала проси один-два шага, потом еще, пока лошадь не будет двигаться на всю длину корды.

Теперь помани ее обратно. Мягкими движениями пробуй подтянуть корду к себе, ритмично. Не натягивай ее, а как бы приглаживай ее руками, в конце делая подтягивающее движение, чтобы ненавязчиво показать лошади, что ты хочешь. Работай над этой игрой до тех пор, пока не будет достаточно легкого взмаха корды, чтобы отослать лошадь назад и улыбки и опущенных рук, чтобы подманить ее обратно.

5 - Кружащая Игра
Многие думают, что это похоже на работу на корде, но Кружащая Игра значит намного больше. Это моральное упражнение настолько же, насколько и физическое, т.к. лошадь понимает, что она должна сохранять темп и направление, заданное тобой, пока ты не дашь команду его изменить.

Чтобы играть в Кружащую Игру, ставишь лошадь носом к себе. Используй Направляющую Игру, чтобы повернуть от себя переднюю половину лошади. Дав знак двигаться, стой спокойно, не используй бич, не держи руку все время вверх, не поворачивай корпус - ничего. Когда ты готов, поверни лошадиный нос снова к себе. Когда лошадь стоит по прямой к тебе - поверни ее задние ноги, используя Направляющую игру. Большой секрет состоит в том, что когда лошадь делает то, что ты просишь, оставляй ее в покое! Когда она начинает делать что-то нежелательное - действуй. Каждый раз, как она попытается изменить скорость движения или направления, подмани ее к себе и отошли назад опять. Постепенно она запомнит, что, идя по кругу, она находится в состоянии комфорта.

Играя в эту игру, помни, что минимум должно быть 2 круга, а максимум - 4. Если лошадь описывает 2 круга без помощи, это показывает ее уважение и покорность. После 4 кругов лошади начинает становиться скучно. Если ты хочешь добиться от нее больше 4 кругов, играй с ней в эту игру на неровной земле, ставь какие-то препятствия, отпускай веревку каждый раз на разную длину. Не забывай смотреть на это с точки зрения лошади. Пусть эта игра останется интересной для нее.

6 - Принимание
Чем лучше твоя лошадь двигается назад и в стороны, тем лучше она будет делать все остальное. Эта игра не только позволяет поддерживать лошадь в лучшей физической форме, она позволяет ей эмоционально успокоиться и начать использовать свои умственные способности для обучения.

На первых порах для этой игры потребуется стенка. Стенка поможет лошади не двигаться вперед, пока она соображает, что же ты от нее хочешь. Линия в 4 м. и хлыстик - все, что нужно, чтобы начать. Принимание - это та же Направляющая игра в сочетании с Дикобразной Игрой, т.е. отсылаешь нос, потом задние ноги, снова нос, снова задние ноги и т.д. на всем протяжении стенки (около 4 м.). Скоро лошадь поймет и постарается двигаться одновременно передними и задними ногами. Если голова слишком далеко отворачивается, надо подогнать задние ноги. Четко следи, чтобы не тянуть ее голову к себе, если она слишком удаляется. Упражняйся до тех пор, пока лошадь не станет изображать принимание одинаково хорошо вправо и влево, ровно и плавно. Обычно лошадям легче принимать в какую-то одну сторону.

7 - Выжимающая Игра
Страдая клаустрофобией от природы, лошади ненавидят узкие или ограниченные пространства. Эта игра позволит лошади преодолеть свои страхи в этом плане. Она научится не паниковать и не преодолевать их одним прыжком.

Встань около стенки. Стой на расстоянии где-то 4 м. от нее. Для некоторых лошадей даже это покажется слишком узким проходом, так что если понадобится, отодвинься еще дальше. По мере того, как лошадь начинает спокойно проходить в такой проход, двигайся на полшага ближе к стене, пока не подойдешь на расстояние в 80-90 см. Обрати внимание, чтобы с другой стороны "прохода" ничто не препятствовало движению лошади. Пройдя проход в одну сторону, пусть лошадь развернется и пройдет его с другой стороны. Сначала тренируйте это на шагу, потом на рыси, а потом на коротком галопе. Когда "этап пройден", попробуй послать лошадь в коневоз, а не вести ее туда!

Как долго нужно играть?
До тех пор, пока не будет достигнуто согласие с лошадью. Лошадь должна уверенно играть в эти игры, быть спокойной и внимательной, пока ты не решишь закончить. Это может занять 2 минуты, а может и 2 часа. Но если ты в самом начале обучишь лошадь этим играм, это сильно облегчит тебе жизнь в последующем тренинге.

7 игр подавляют в лошади сопротивление. В других занятиях ты вдруг заметишь охотные ответы, которых не ожидал. Они решают многие проблемы, т.к. воспитывают в лошади храбрость, сообразительность, спокойствие и способствуют поддержанию хорошей физической формы. Они создают язык для общения и основу для навыков, на которых строится любое обучение лошади.

Настоящий конник, придерживающийся принципа "естественных отношений" (Natural Horsemanship), не жалеет времени на развитие своей лошади: не пытается "срезать путь" и не использует искусственные приспособления. Механические средства управления неестественны и представляют собой "путь силы". По мере того, как ты начнешь лучше понимать лошадь, ты узнаешь ответы на многие свои вопросы, узнаешь в каком плане поработать над собой, чтобы стать настоящим конником!

0

4

Игра #1: Дружелюбная игра. Подробнее
(Эта статья является переводом с официального сайта Пата Парелли http://www.parellinaturalhorsetraining.com. Перевод взят тут и отредактирован Pratta)

Заметьте, что эта игра первая  в ряду из Семи Игр. Её роль очень важна в установлении лидерства и в создании языка общения между Вами и лошадью. Это работает с  любой лошадью.

Дружелюбная Игра первая из Семи Игр, потому что хорошее первое впечатление – это мощный фундамент для дальнейшего построения партнерства с лошадью. Когда Вы хотите узнать поближе кого-то, как бы Вы сначала приблизились к нему? Мне нравится представлять знакомство с лошадью, как знакомство с новым для меня человеком.

К сожалению, на лошадей часто нападают и оскорбляют во время первого этапа знакомства с миром человека. Люди заманивают лошадей в ловушку, вынуждают их, связывают, ослепляют их, бросают седла на спины и насильно ездят на них.
На мгновение давайте представим, что на лошади уже ездили. Большинство наездников сразу «берут быка за рога» и начинают ездить на лошади, как будто никакая подготовка не нужна. Тогда они пинают лошадь, чтобы начать шаг, тянут повод, чтобы остановить, дергают лошадь в стороны, чтобы повернуть. Если бедная лошадь возражает и плохо себя ведет (что логично при таком обращении), то принято использовать ряд болевых приспособлений, чтобы усмирить лошадь. Специальные устройства могут закрыть рот лошади, связать ее голову, держать тело лошади в «узле», предоставить больше рычагов наезднику, чтобы исправить плохое поведение, владеть лошадью и подчинить ее.

По моему мнению, узда и «цепи» – это весьма жестокие приспособления. Но, эй, это нормально, «всегда так было»? Очень мало людей, которые подвергают сомнению то, что принято творить с лошадьми. Но задумайтесь, ведь даже с небольшим добавлением Дружелюбной Игры в ваши отношения с лошадью, большой части этого механического оборудования и милитаристского подхода можно избежать, получая более положительные и надежные результаты!
Я верю, что если бы люди могли видеть вещи с точки зрения лошади, и если бы они знали об альтернативном способе получить результаты, они выбрали бы этот способ.
В силе нет необходимости.

Дружелюбная игра

Лошади не должны быть вынуждаемы вести себя так, как надо человеку. Мы можем убедить их естественным путем стать согласными с нами сотрудничать. Семь Игр были созданы в результате наблюдений, как лошади общаются друг с другом. Эта система позволяет узнать не только в какую игру и когда играть, но и с какой целью, чтобы стать еще ближе и понятнее лошади.

Итак, Игра #1 – Дружелюбная Игра. Это, без сомнения, самая важная из Семи Игр. Вы должны играть в нее со своей лошадью каждый раз перед любыми занятиями, и затем нужно продолжить играть в нее перед, в течение и после каждой из других Семи Игр. Можно играть в Дружелюбную Игру со своей 12-футовой веревкой, с хлыстом, с полиэтиленовым пакетом на конце палки, с подушкой для сиденья, мячиком или чем-либо еще, что сейчас имеется пол рукой. Играем от кончика ушей Вашей лошади, вокруг головы, у рта, по всему телу, по всем ногам и до кончика хвоста.

Чтобы подчеркнуть влияние и значение Дружелюбной Игры, позвольте мне дать пример покорения лошади, на которой никогда не ездили.
Конечный результат. Я нахожусь на спине лошади, я счастливый и расслабленный, и лошадь счастливая и не напряженная.
Я собираюсь попросить разрешения довериться мне полностью, а не делать предположения. Я собираюсь доказать этой лошади вне любой тени сомнения, что я дружелюбный и заслуживающий доверия.

Я начинаю с того, что, протираю, оглаживаю лошадь радостным способом везде, где лошадь позволит мне. Я начинаю с этих областей и постепенно двигаюсь к тем, в которых лошадь напрягается. Лошадь говорит мне: “Погоди! Я еще не знаю тебя хорошо, чтобы доверить эти места!» Я принимаю во внимание те области, и я использую их, чтобы иметь представление, как мы прогрессируем в доверии. Когда лошадь больше не защищается, она говорит мне, что доверяет свое тело моим рукам.
Тогда я увеличиваю стимулы, чтобы видеть, насколько лошадь может спокойно стоять. Некоторые лошади хорошо себя ведут, пока все происходит медленно и тихо. Люди учат друг друга тихо себя вести и «красться» когда рядом лошади. Я делаю противоположность. Эта техника будет фактически держать лошадей в тонусе и смелости против испуга и непостоянства, нервозности.

Я раскачиваю веревки. Я пропускаю веревку вокруг и вверх. Я подпрыгиваю. Я двигаюсь вокруг, пока у лошади не уменьшится чувствительность. Все время на моем лице присутствует улыбка,  я демонстрирую «не угрозу» смягченным языком тела. Довольно быстро лошадь убеждается, что я безопасный. Она может быть довольно пугливой поначалу, но потом появляются положительные эмоции, анализ повторения моих действий. И я вижу это.

Я упорствую, продолжаю провокации, пока лошадь не становится полностью уверенной и смягченной, расслабленной.
Не справедливо остановиться в процессе игры, оставив у лошади ощущение испуга. Жизнь для лошади, как для животного-жертвы, добычи, достаточно страшная штука сама по себе, и лошадь часто находится в напряжении, начеку, чтобы выжить. Мы должны научить лошадь преодолеть свои врожденные страхи и скептицизм, если мы собираемся сделать лошадь нашим партнером. И первый шаг в этом, это то, что я должен доказать лошади, что я друг, независимо от ситуации, независимо от того, что находится в моих руках.

Как только я чувствую, что психическое состояние лошади меняется, что она начинает смотреть на меня по-другому, опуская голову и расслабляя мускулы шеи, тела, только тогда я перейду к следующему шагу и спрошу  разрешения у лошади опуститься на ее спину.

Спина лошади – совершенно новая область, которая нуждается в еще более дружественной игре и десенсибилизации (понижении чувствительности, притуплению инстинктов самосохранения, страхов). Но так как я начал на земле, большая часть работы была уже сделана. В пределах очень короткого промежутка времени лошадь позволит мне лежать на ее спине, становиться на колени на ней, даже вставать на ней, и только тогда я придам моим ногам форму «вилки» по ее спине. Это – фактически самое уязвимое положение (прим. перевод. поскольку напоминает позу хищника, обнявшего жертву лапами).

Весь этот процесс был только Дружелюбной Игрой. Если я хорошенько разберусь в этом, то все остальное придет быстро и легко потому что я завоевал доверие лошади. Я был настойчивым, я никогда не вторгался к лошади, не спрашивая разрешения. Я никогда не действовал как хищник.

Лошади – удивительно приспосабливаемые животные, они очень быстро готовы произвести нужные изменения в своем сознании и поведении, вероятно быстрее, чем любое другое живущее существо.

Вот некоторые моменты, чтобы легче получить пользу от первого впечатления, знакомства с лошадью в Дружелюбной игре:
-Держите веревку далеко от крепления к недоуздку и расслабьтесь.
-Даже не смотрите на лошадь и ничего не просите сначала. Большинство людей хватает лошадь под самый рот, держат туго. Они хотят немедленно победить, связать лошадь, сделать выпад и часто без малейшего предупреждения или разрешения со ее стороны. Это произведет ужасное впечатление на лошадь, она отлично может отличить грубость от спокойного уважения.
-Учитесь мягкому взгляду.
-Улыбнитесь, используйте смягченный и дружественный язык тела. Иногда, когда люди немного боятся, это трудно сделать, но если Вы постараетесь, то заработаете множество очков будущей дружбе и уважению.
-Прямой зрительный контакт может быть очень угрожающим для лошади. Теперь, когда вы знаете об этом, то наверняка начнете замечать, что большинство лошадей не смотрят прямо на человека. Они отводят взгляд. Так как лошадь становится более уверенной в процессе Дружелюбной игры, то она со временем будет в состоянии смотреть на Вас прямо, глаза-в-глаза, уши вперед . Всё выражает яркий интерес.
-Сделайте время, которое вы проводите вместе, столь же забавным для лошади, как и для Вас.
-Лошади любят тереться, царапать и покусывать-пожевывать друг друга. Учитесь гладить лошадь, как другая лошадь, а не похлопывать их. Найдите ее зудящие места (там, где приятны почесывания).
-Будьте чуткими к областям, в которых лошадь чувствует себя беззащитной, используйте принцип «подход, контакт и отступление», чтобы помочь лошади довериться Вам и Вашим рукам, касающимся этих чувствительных мест. Прежде всего, не будьте нетерпеливыми. Прогрессом в работе над доверием будет, когда, наконец, Вы сможете трогать, гладить лошадь всюду, даже под хвостом. Вы не сможете получить это нападками и угрозами. Вы должны получить разрешение, будучи дружественным.

Поймите, что и так большую часть из Дружественной игры Вы уже делаете постоянно.
Это может быть кормление, купание, чистка, уход, предложение моркови или просто посещение в загоне. Лошади часто влюбляются в своих конюхов, ухаживающих за ними и только негодуют в компании наездника, потому что наездник создает лишь напряжение и боль требованиями работать. Дружественная Игра – краеугольный камень здоровых отношений с лошадью. Это – суть всего, что мы делаем в программе Парелли.

Старайтесь быть более провокационными. Увеличивайте совместный опыт в  Дружественной  Игре.
Как только Вы сможете трогать лошадь всюду, используйте Дружественную Игру, чтобы уменьшить чувствительность у лошади к потенциально пугающим для ее вещам. Это могут быть  качающиеся веревки, дождевик, вальтрап, зонтик, велосипед, катящиеся мячи, летающие тарелки, воздушные шары, люди - бегущие, подскакивающие, пропускающие, натыкающиеся, взбирающиеся по заборам, или шумы - хлопки в ладоши, сталкивающиеся пустые канистры, рев мотора автомобилей и грузовиков. Изменяйте игру бесконечно. Используйте свое воображение, чтобы помочь своей лошади понять, что новые вещи не всегда угрожают. Как только она станет убеждена в своей безопасности, страх (логично) исчезнет. Она начнет замечать то, как Вы чувствуете потенциально пугающие вещи. Если лошадь будет уважать Вас, и Вы не будете показывать страха, то лошадь будет следовать за Вашим лидерством и сохранять спокойствие.

Положительные и отрицательные подкрепления.
Наказание и награда не работают с лошадьми. Наказание часто приносит только гнев и неудовольство, лошади относятся к агрессии от вас, как к агрессии хищника. Наказание обычно следует слишком поздно за проступком, и лошадь не может связать его с нежелательным поведением. Еще хуже, если человек наказывает лошадь за то, что она плохо себя вела, когда, фактически, она боялась человека  – инстинктивно.
То, что действительно работает, является положительным и отрицательным подкреплением. Мне нравится использовать аналогию электрического забора. Шок – отрицательное подкрепление. У него нет никаких эмоций. Если лошадь касается электро-ограды, она получает мгновенное сообщение, что это ошибка. Она может обвинить в случившемся только себя. Когда лошадь уберет ее нос от электрического забора, то получит мгновенное облегчение.
При использовании этого вида подкрепления, вы получите изменения поведения - в отличие от наказания, которое, в конечном счете,только обидит лошадь или превратит все в игру (успей меня ударить, пока я тебя кусаю -прим. переводчика).
Есть два вида положительного подкрепления – ритмичное движение (поглаживания) и нейтральное (отпустить лошадь, живи, отдыхай), есть два вида отрицательного подкрепления – ритмичное давление и устойчивое давление.
Если лошадь пытается укусить Вас за руку, и Вы поворачиваетесь, чтобы хлопнуть ее из-за этого, то лошадь обычно «ныряет» назад и выигрывает игру. Вместо этого если лошадь начинает движение для укуса, Вы можете махнуть локтем в нужное время, предпочтительно даже не глядя на лошадь, тогда лошадь ударяется носом об локоть Вашей руки (как об ограду, ударяется САМА, прим. переводчика). Это – отрицательное подкрепление, и лошадь должна столкнуться с локтем несколько раз прежде, чем поведение изменится.
Положительное подкрепление также немедленное, тогда как награда дается постфактум. Я часто комментирую действия лошади, я признаю, одобряю малейшую попытку сделать правильное движение (не сделать движения), и это тот момент, в который закрепляется правильное поведение.

Дружелюбная Игра может использоваться в форме освобождения  и расслабления; вам не обязательно касаться лошади, просто снимите давление.
Или потрите, погладьте лошадь, особенно играя в дикобразную игру (Игра #2), нажимая на лошадь пальцами с просьбой, чтобы лошадь уступила. Опишем процесс последовательно: “трение(приятное), давление(указующее), результат давления и опять трение”. Это эффективно стирает любые отрицательные чувства, которые лошадь может испытывать, когда мы оказываем физическое давление на нее. Это поможет лошади понять, что то, что Вы просите ее сделать в дикобразной игре, не угрожает лошади.

Доброта без контроля провоцирует плохие последствия. Возможна ситуация, когда домашнее животное «порабощает» людей, кормящих лошадь, людей, которые, предлагая большую доброту, не получают уважения от лошади.
Эти лошади узнали, что люди не опасные,  и они пытаются доминировать, двигать их с места, толкать, прищемлять, преследовать или тянуть за собой. В обществе лошади иерархия очень важна. Если ты не покажешь себя, в качестве лидера, то лошадь будет думать, что это – ее роль.

Играй в Дружелюбную Игру, как в важную часть Вашей Дрессировки Лошадей.
Не пренебрегайте Дружественной Игрой, даже если Ваша лошадь кажется достаточно сговорчивой и доверчивой. Не пропускайте  эту часть работы, думая, что все, что Вы должны сделать, это заставить Вашу лошадь остановиться и стоять спокойно.

Дружелюбная Игра – тайна многовекового опыта, тайна, которую всадники используют, чтобы получить доверие лошадей и непрерывно укреплять их доверие и любовь. Как только Вы завоюете доверие, Вы можете начинать просить, чтобы Ваша лошадь уступила давлению.

0

5

Игра #2: Дикообразная игра. Подробнее
(Эта статья является переводом с официального сайта Пата Парелли http://www.parellinaturalhorsetraining.com. Перевод взят тут и отредактирован Pratta)

Это вторая очень важная вещь в системе дрессировки лошадей, включающей 7 Игр. И роль 2-й игры в установлении лидерства и построении языка между Вами и лошадью, который понятен для любой лошади.

Произведите впечатление на свою лошадь Вашим Давлением.
Вы когда-нибудь видели такую сцену: человек пытается отодвинуть лошадь, толкая ее, но встречает еще большее сопротивление –  лошадь буквально ложится всем телом на человека, не уступая ему? Для лошади это естественно – упираться на устойчивое давление и «проламывать» его во что бы то ни стало. Так запрограммировала их природа в целях выживания. Инстинкт говорит им вырваться на свободу от «захвата хищника» или из ловушки какого-то бедствия, вырываться через препятствие, которое оказывает давление, мешает им, чтобы спастись.

Чтобы развивать партнерство со своей лошадью, Вы должны помочь ей преодолеть свои страхи, защитные реакции при давлении, чтобы она могла принять, осознать, как уступить и уйти от давления. Я учу этому лошадей через игру Дикобраза, это 2-я из Семи Игр.

Виды давления разные, важно различать их специфику.
Существует два типа давления:
1. Устойчивое, физическое давление (сопротивление)
2. Ритмичное, не физическое давление (дискомфорт)
Лошадь сдвинется от ритмичного давления гораздо легче, чем от устойчивого давления. Непостоянный характер давления заставляет лошадь быть более уступчивой, она склонна относительно легко отступить от таких вещей, как крутящаяся веревка или размахивающие руки. Но лошадь всегда будет склонна упираться в Вашу ногу, руки или повод при устойчивом давлении.

Поэтому Дикообразная Игра может быть несколько трудной. Фактически, большинство людей избегают борьбы или делают очень немного шагов по уступкам давлению, когда они изучают на практике Семь Игр. Вместо этого, люди обычно уделяют много времени и внимания Ведущим играм на доминирование (Направляющая, Кружащая и т.д.), Игру #3 (ритмичное давление), и думают, что их лошади действительно уступают хорошо. Но на самом деле, они не трогают своих лошадей. Когда эти люди оказывают постоянное  небольшое  давление на лошадь, они находят, что их лошади действительно отступают обратно или только отвечают намерением уклониться. Но этого недостаточно.

Реальные дикобразы очень эффективны! Они учат любое животное уступать и подальше – второпях! Они дают ранние, тонкие предупреждения о том, что они намереваются сделать, затем если предупреждение не учтено, дикобраз устойчиво и прогрессивно увеличивает давление, пока он не выпустит свои иглы!

Почему уступки столь важны?
В процессе развивающегося общения с лошадью – уступка от физического давления – это основной фактор. Задумайтесь об этом. Повод, трензель, шенкель, узда, веревка и любое прикосновение -  всюду вовлечено физическое давление. Если лошадь не поймет, как уступать давлению, то она будет скорее всего вкладываться в повод, сопротивляться давлению ног и укладывать помощников на «лопатки», или все вместе разом. Вы должны стоя на земле научить лошадь перемещаться  всего лишь от нажатия пальцем. Прежде чем сесть на лошадь, Вы должны знать на что похожа уступка давлению, когда лошадь действительно понимает суть происходящего.
Чем лучше Ваша лошадь уступает от давления, тем легче Вам с ней будет обращаться на земле и верхом – в любой ситуации. Каждый раз, когда Вы даете лошади контакт с поводом, веревкой, хлыстом, ногой, рукой, всем чем угодно – Ваша лошадь должна ответить с уважением и охотно. Это как подталкивать игрушечную лодку в ванне – никакого сопротивления, ноль сопротивления.

Принципы Игры Дикобраза для Дрессировки Лошадей
Есть четыре принципа к Игре #2:
Принцип 1 – Намерение
Смысл этого принципа – Вы должны обнаружить свое намерение решительным взглядом. И уже на этой стадии многие люди испытывают затруднения. Поймите – Ваш взгляд передает Ваше намерение! Он организует правильный язык тела и количество энергии, в которой Вы нуждаетесь, чтобы переместить лошадь. Например, если бы Вам понадобилось сдвинуть диван с места, Вы бы посмотрели на него решительно, чтобы собрать достаточное количество энергии на это действие. Когда Вы будете готовы - Вы встанете и продвинетесь вперед в своем намерении. Ваш вид при этом не был бы похож на вид человека, расслабленно смотрящего телевизор, в Вас не было бы этой смягченной энергии тела. Вам не надо давать своей лошади сокрушительный толчок. Ваш взгляд, Ваша жизненная энергия, Ваш первичный язык тела помогут Вам ясно передать лошади свое намерение: «Уйди от моего надвигающегося давления».

В Дружелюбной Игре Ваш взгляд очень мягкий. Вы мягки, Вы улыбаетесь и ничего не требуете. Если Вы не изменяете свой взгляд от «Дружественного» взгляда до взгляда «Дикобраза», то Вы просто смутите свою лошадь и дадите ей противоречивые указания. Многие люди не изменяют взгляд и затем озадачиваются вопросом, почему их лошадь не может понять их. Ваш взгляд, стремление должны быть ясными.

Принцип 2 – Устойчивое Давление
Давление должно оказываться плавно и устойчиво, не периодически. Игра Дикобраза использует только устойчивое давление.
Если вернуться к дивану – создав намерение, построив «взгляд», почувствовав себя действительно уверенным совершить толчок, Вы бы сделали это. Но начали бы с мягкого «предложения» и затем постепенно усиливали бы давление вплоть до того момента, пока не получите «ответ», то есть пока диван не сдвинется. Но насколько легкое давление мягко? И насколько сильное давление жестко?

Принцип 3 – Четыре Фазы Дружественной Твердости … и Мгновенное Снятие.
Фазы характеризуются нарастающим «сердитыми приращениями» давления, всего четыре фазы давления. Первое самое легкое, четвертое наиболее эффективно. Фазы два и три промежуточные.

Список ниже может помочь Вам разобраться:
Фаза 1 – Давление на волосы (почти как муха)
Фаза 2 – Давление на кожу
Фаза 3 – Давление на мышцы
Фаза 4 – Давление на кости
.
Каждая фаза становится более настойчивой, умеренно прогрессирует, давление становится немного тяжелее, доставляя все больше и больше неудобств, дискомфорта лошади, если лошадь не двигается. В МОМЕНТ, когда лошадь отвечает, перемещаясь, или даже пытается ответить, надо немедленно снять все давление! Не давление учит лошадь, но снятие, освобождение от давления, именно облегчение говорит лошади, что она сделала правильный поступок.

Чтобы сделать лошадь чувствительной, Вы должны быть готовы остановиться в любой фазе, как только она попытается двинуться. Если Вы продолжаете нажимать после того, как лошадь ответила, Вы уменьшите чувствительность у лошади, и она станет «унылой». Она потеряет стимул сделать то, что Вы хотите, и тогда потребуется больше давления, чтобы заставить лошадь отвечать вообще. Комфорт – главный мотивирующий фактор для лошади, и Вы должны показать ей, как она может достигнуть комфорта, уступая давлению.

Кроме снятия давления, важно соблюдение очередности фаз. Частая ошибка: люди пропускают фазу 1 и никогда в действительности не  добираются до фазы 4. Люди склонны оставаться в фазе 2 и 3. Но, продвигаясь слишком резко и вместе с тем  без достаточной ясности, которую дает последняя фаза, люди  словно «ощупывают» лошадь, не давая ей возможности выполнить толком их просьбу. Так теряется эффективность игры, и лошадь может стать унылой и непочтительной.

Попробуйте фазу 1 на своей руке. Нажмите только на волосы. Вы чувствуете это легчайшее прикосновение? Понаблюдайте за лошадьми, щелкающими хвостами, чтобы отгонять мух от кожи, и Вы увидите, как невероятно чутки лошади! Как только Ваша лошадь понимает, что вы от нее хотите, она будет рада ответить на самое легкое прикосновение каждый раз, когда Вы предлагаете это.

С другой стороны воздействие в фазе 4 должно быть очень сильным. Если Ваша лошадь может устоять на том же месте, с которого Вы стремились сдвинуть ее, то Вы не нашли Фазу 4.
Несколько лет назад в Европе, молодая девушка, у которой была швейцарская горная лошадь, обратилась к нам. Эти лошади главным образом используются как тяжеловозы и не являются самыми чуткими существами в мире. Они довольно толстокожие, потому что они учились работать, привыкая к давлению трензеля и ведущего “воротника”.
Эта лошадь обычно таскала девушку, как только заблагорассудится. У него также была уловка дергания головы и буквально бросания бедной девочки из стороны в сторону. Лошадь сделала игру из этого. Он совсем не был агрессивным, он играл в эти в игры, чтобы развлечься и освободить себя, не уступая давлению.

Когда это мы начали  Игру Дикобраза, эта лошадь и не собиралась двигаться. Та маленькая девушка пыталась его осадить, вдавливая пальцы в его кожу, а он только стоял, зевая. Я подошел, чтобы помочь ей, и когда я приблизился, я достал свой складной нож. Я выбрал отвертку и скрыл ее в моей руке. Я потер его кожу, нажал на волосы моими пальцами, нажал на кожу, потом на мышцы и затем применил плоскую отвертку и медленно продолжал увеличивать давление. Лошадь подняла голову, раскрыла глаза от удивления, проворчала и уступила довольно далеко. Он не мог поверить этому! Я снял давление и потер его, затем начал снова с фазы 1. Снова, я должен был пойти в фазу 4, но в третий раз, когда лошадь, отодвинулась, уступила давлению в фазе 2, она  продолжала уступать. Все, в чем он нуждался, это понимание, что если он не уступит, то наверняка ему придется столкнуться с фазой 4, которую я собирался сделать максимально эффективной. Его задачей было всего лишь обратить внимание на более легкие просьбы об уступке.

Ворчание и претензии не работают. Если Вы будете использовать слишком много давления, чтобы получить хоть какой-то ответ от лошади, в конце концов, у лошади от этого только испортится характер.

Лошади эффективны в общении друг с другом. Они всегда используют разные фазы, в том числе при контакте с человеком, но нетренированный глаз часто не замечает этого. Поэтому люди бывают покусаны или получают удар копытами, так как не замечают предупреждений. Если одна лошадь вторгается в пространство другой лошади, вторая лошадь отводит назад уши (Фаза 1), бросает  резко в ее сторону голову (Фаза 2), вытягивает угрожающе свою шею (Фаза 3), затем попросту клацает зубами прямо в шею другой лошади, возможно даже откусывая часть плоти (Фаза 4). Вторгающаяся лошадь, если не замечала или не верила предупреждающим сигналам другой лошади о намерении ее прогнать, была укушена. Как Вы думаете, ответит  ли лошадь намного быстрей  в следующий раз?

Принцип 4 – “поглаживание, давление и опять заглаживание”.
Каждый раз, когда Вы готовитесь произвести на лошадь впечатление своим давлением, сначала Вы должны потереть, погладить то место, на которое будете оказывать давление. После того, как Вы нажали, и лошадь ответила, Вы должны снова погладить то место. Это особенно важно на обучающих стадиях.
Если Вы только толкаете лошадь и никогда не гладите перед и после давления, то Ваша  лошадь станет защищаться уходом от любого Вашего взмаха. Когда Вы приблизитесь к лошади или протянете руку к ней, лошадь начнет перемещаться. Это признак опасения и демонстрирует нехватку уверенности, даже некоторого страха перед человеком. Особенно распространены такие реакции у чутких лошадей.

Лошадь, склонная к панике, сделает рывок вопреки трензелю, когда почувствует слишком много давления, такая чувствительность помешает Вам использовать ноги, потому что лошадь буквально взлетает, как только чувствует их прикосновение. Опасение и тем более страх - не то, что нам нужно. В данной ситуации лошадь просто не понимает, как ответить на физическое давление.

«Потирания» – форма Дружественной Игры и очень важная часть в отношениях человека и лошади. Если Вы оглаживаете сначала, затем оказываете устойчивое давление, последовательно наращивая фазы, и прекращаете в тот момент, когда лошадь начинает двигаться, затем гладите место давления снова, Вы достигните хорошего понимания  с лошадью, во всем, что касается физического давления.

Шаг и еще шаг, а затем все больше и больше шагов.
Поначалу, когда Вы только учите лошадь пониманию, как сдвинуться с места от Вашего давления, не будьте слишком требовательными. Не просите слишком много и слишком долго. Попросите только попытку, затем шаг или два, и только тогда уже два или больше, затем просите отступать еще дальше. Не просите пять шагов, пока два шага - не легкая задача для лошади. Это поможет лошади принять давление и понять то, что Вы хотите. Она также станет более уверенной в Вас.

(но) Если два месяца спустя Вы получаете только два – пять шагов, то у Вас  что-то не так. Это означает, что Вы не были достаточно последовательными, и у Вас, вероятно, лошадь становится унылой снова и снова, потому что ей надоедают. Доберитесь до уровня, когда Вы сможете сделать 10, 20 или 50 шагов с непринужденностью.

Давайте сосчитаем всевозможные варианты Дикообразной игры.
Есть много направлений, в которых мы можем попросить лошадь двигаться, применяя Дикообразную игру:
Назад
Вперед
Лево (задняя часть и перед лошади)
Право (задняя часть и перед лошади)
Вниз
Вы можете попросить, чтобы лошадь уступила в каждом направлении, применяя давление на  различные области тела лошади. Вы могли бы  также ввести множество препятствий и определенных задач, чтобы бросить вызов себе и Вашей лошади сложностью выполнения. Позвольте своему воображению развивать сложность Дикообразной игры!

Вместо того, чтобы начать давление кончиками Ваших пальцев, Вы можете ускорить Игру Дикобраза при помощи стика (палочка, не гибкий хлыст). Четыре фута длиной, жесткий и крепкий стик позволит Вам оказать давление к груди лошади, шее и бедру, оставаясь вне диапазона перемещений лошади. Поскольку это давление всегда устойчиво и сильно, то это намного более эффективно чем кончики пальцев. Когда я начинаю обучать лошадь  Игре Дикобраза со стиком, результаты появляются намного быстрее. Используйте стик, чтобы учить лошадь уступать давлению и, затем,  кончики пальцев, чтобы очистить, погладить место давления.

Отражение, оппозиции, рефлекторная реакция.
Отражение, рефлекторное противостояние - защитная реакция, когда лошадь выступает против давления и продвигается в само давление вместо того, чтобы уступить ему и отойти.Например, когда Вы пытаетесь отодвинуть лошадь носком ноги, а лошадь вместо этого еще больше упирается, наклоняет плечо, сдвинуть ее все тяжелее.
Важно знать, что это не неповиновение. Это – (неаналитический) инстинкт, полностью естественная реакция для лошади. Это даже не ответ. Это – реакция. Лошадь – животное жертва, добыча и такие реакции бывают первичны на давление.
Лошадь, которая кусается или лягается, при первых попытках играть в Игру Дикобраза –это та самая реакция – Отражение, Оппозиции на давление. Худшая вещь, которую Вы можете сделать в этот момент – наказать лошадь. Вторая худшая вещь состоит в том, если Вы прекратите давление. Если Вы вне опасности, то поддерживайте на высоком уровне устойчивое давление, пока Вы не получите положительный ответ. Иначе Вы будете учить свою лошадь реагировать на давление опасно для человека!

Ключ ко второй игре – поддерживайте давление в любой фазе, пока лошадь не решила эту задачу в нужную Вам сторону. Как только нежелательное поведение останавливается, прекратите давление и потрите, огладьте  лошадь, пока она не начнет облизывать губы. Лошадь оближет губы, когда изменится ее  реактивность до осознанных взглядов. Тогда начните снова с фазы 1, и продолжайте повторения, пока лошадь не будет отвечать положительно.

Мягкие, чуткие руки, завершающие давление вовремя и правильно
Одной из тайн о том, как развить у лошади чувство Ваших рук, является то, что Ваши руки медленно «закрываются» и «открываются»  быстро, мгновенно. То есть Вы прикасаетесь достаточно медленно, но убираете руки сразу в нужный момент.
Это – то, чему учат Четыре Фазы Дружественной Твердости. Наш характер подталкивает нас заставить лошадь уступить быстро – нашими руками, или использованием внезапных движений, мы можем захотеть даже ткнуть лошадь или пихаться вместо того, чтобы продвигать давление устойчиво и вежливо.

Быстрые руки, снимающие давление приводят унылых, непонимающих  лошадей к нужной реакции. Понаблюдайте за великими всадниками. Вы увидите ту изящность в способе, которым они используют свои руки. Их пальцы медленно, один за другим прикладывают давление, но отпускают быстро, как только лошадь совершает правильное движение. Руки – отличные коммуникаторы, если в них есть нужная чувствительность, и лошади действительно ценят это.

http://s7.uploads.ru/t/3VPGK.jpg
http://s6.uploads.ru/t/tA0SB.jpg
http://s3.uploads.ru/t/erk9W.jpg

0

6

Hello. And Bye.

0

7

Hello. And Bye.

0


Вы здесь » Сердце лошади » Тренера и методики » Пат Парелли (Pat Parelli)